Сижу и злюсь.
Неимоверно злюсь. На себя.
С одной стороны, мне до жопы дирижирование - я не дирижёр, тащемта, никогда не был и не собирался. Но вот приходится же выходить к хору. И тут во мне просыпается тот самый въедливый мозгогрыз, который не может махнуть на всё рукой, отмахать как б-г на душу положит, и уйти. Особенно когда случаются такие наидебильнейшие моменты.
Немного музыкально-терминологического, не парьте мозги, лучше послушайте музычку.Произведение.
Вступление оркестра - начинается в Moderato (80-96 уд/мин), потом резко уход в Allegro assai (104-120 уд/мин), хор вступает тоже в темпе Allegro assai. После нескольких куплетов - ritenuto (замедление) в оркестре и возвращение к Moderato, фермата на аккорде, потом allargando (ускорение, грубо говоря) в течение 3 тактов, а дальше камень преткновения - Tempo I.
Напарница утверждает, что Tempo I будет Allegro assai. Хормейстер требует Allegro assai. Весь мужской хор орёт, что, мол, не тупи, Allegro assai! А у меня рука не поднимается. Темпо примо, "первоначальный темп", мать его ети, был модерато, в оркестре! Плюс к этому текст последнего куплета - "Селезень стоит, плачет"! Как он плакать будет со скоростью 120 ударов в минуту? Уродцы.
Сижу, рою носом землю. Но никаких доказательств, кроме пяти примеров исполнения разными коллективами с разными дирижёрами, у меня нет. У всех пяти темпо примо если не равно модерато из вступления, то по крайней мере гораздо сдержаннее, чем аллегро в куплетах. И вообще, эталонной записью я считаю запись хора ГАБТ СССР под управлением Светланова - по крайней мере она мне радует слух, и там именно МОДЕРАТО. Но это, блин, не доказательство. Светланов может интерпретировать, как ему угодно, а ты, друг-студент, дирижируй по науке. Хотя и по науке я считаю, что прав. Мне бы книжку какую... чтобы ясно было написано, что там Рахманинов на самом деле имел в виду под этим Tempo I. Если оно там вообще было, а не является поздней редакцией кого-нибудь ещё.
Смешно, только сейчас заметил - в нотах написано не просто Moderato, а Moderato (alla breve) - то есть дирижировать не четырёхдольной сеткой, а двухдольной! Почему-то это требование мы тоже не выполняем. Отстой какой-то. Listen or download Рахманинов Три русские песни for free on Pleer